Паттерны Мастерства
В книге «Черепахи до самого низа» (1987) основное внимание уделяется паттернам мастерства в личной сфере. Вот некоторые из основных паттернов:
- Способность создавать и поддерживать конгруэнтные и ресурсные состояния
Личное мастерство начинается со способности эффективно управлять своим внутренним состоянием и действовать из состояния внутренней конгруэнтности.
- Мастерство начинается с того, что у вас есть ясные цель или видение, и они настолько сильны, что вы следуете им со страстной приверженностью. (На Бали слово «любопытство» в буквальном переводе означает «чувствовать, хотеть, знать».)
- Способность изменять непродуктивные, нересурсные или неэффективные состояния на состояния, соответствующие нашим целям и видению и адекватные сообществу, в котором мы будем идти к своим целям или видению. (Сообщество формирует контекст для мастерства.)
- Мастер много моделирует. Таким образом, мастерство включает в себя способность создавать или получать доступ к состояниям, которые эффективны для моделирования. Эффективное состояние моделирования включает в себя чувство расслабленности, любопытство и живость ума, а также умение свести к минимуму внутренний диалог и поддерживать открытую физиологию и широкое периферическое зрение.
2. Возможность настроить взаимодействие сознания и бессознательного
Эффективное взаимодействие между нашими сознательными и бессознательными процессами происходит благодаря развитию путей, соединяющих «разум» и «тело», «рациональный разум» и «интуицию». Среди распространенных способов настройки взаимодействия между сознательными и бессознательными процессами молитва, медитация, самогипноз и метафоры.
Символ, аналогия или метафора, которые человек использует для описания отношений между сознательным и бессознательным, важны, так как являются отражением того, как он управляет данным взаимодействием. Например, Милтон Эриксон часто говорил об этих отношениях как об отношениях между лошадью и всадником. Если вы когда-либо ездили на лошади, то знаете, что иногда лошадь хочет идти в одном направлении, а вы — в другом. Обычно возникает конфликт, в котором огромное количество энергии уходит на то, чтобы «заставить» животное изменить свое направление. Милтон Эриксон считал, что нам необходимо выработать такое отношение, как у олимпийского наездника в выездке, где сознательный ум — это всадник, который только направляет лошадь (бессознательное), а лошадь немедленно реагирует.
Взаимодействие между сознанием и бессознательным должно объединить ориентацию на результат с любопытством и «незнанием». Слишком сильный упор на достижение конкретных результатов создает дисбаланс в пользу сознания. (Интересно отметить, что у балийцев не было слова «цель» до 1940-х годов.) Эшли Монтегю говорила об определенном «детском» качестве, связанном с гением и воображением, и о способности полностью представлять себе результаты и создавать варианты.
- Отработка базовых навыков при сохранении спонтанности
Мастерство является воплощением закона необходимого разнообразия, принципа, констатирующего, что для последовательного достижения цели необходима гибкость. Мастера понимают, что дисциплина и регулярная практика дают свободу спонтанности. Например, мастер айкидо тренируется столько, чтобы мочь действовать мгновенно (из натренированного состояния «незнания»). Музыкант отрабатывает определенные ритмы, гаммы и аккорды, в результате он может импровизировать. Точно так же любой мастер практикуется в основных составляющих выбранной им области, чтобы эти составляющие стали частью неосознанной компетентности и могли бы проявляться спонтанно и творчески.
- Способность сдвигать личные границы
Мастерство включает в себя способность перемещать и поддерживать сознательное внимание и расширять чувство «я», чтобы включать в себя других людей или объекты внешнего мира. Однажды известного гонщика спросили, где находится его сознательное внимание во время вождения. Ожидали, что он ответит, что его внимание сосредоточено на руках, сжимающих руль машины, или на дороге впереди. Однако он ответил, что его сознание находится в шинах, там, где они соприкасаются с дорогой. Он расширил свои границы, включив в себя машину, которую вел. Точно так же Грегори Бейтсон спрашивал, где находится сознательное внимание слепого. В его руке, посередине трости или на ее конце? Опять-таки слепой человек расширяет границы себя, чтобы включить в чувство себя конец трости.
В новом коде НЛП считается, что наше чувство идентичности и личные границы являются скорее функцией, чем сущностью. Грегори Бейтсон утверждал, что слово «я» полезнее рассматривать как номинализацию, а не как местоимение. Номинализации возникают, когда процесс или глагол в глубокой структуре проявляется как событие или сущность в поверхностной структуре. Вместо того, чтобы быть событием или сущностью, наше чувство «я» лучше рассматривать как функцию процесса, который поддерживает мобильность, присущую человеку. Мастера знают, как и когда применять эту функцию, чтобы расширять или сокращать свои личные границы.
- Возможность выбирать фильтры восприятия
Наши фильтры восприятия — это факторы, которые определяют, какую информацию мы получаем от мира, и что мы затем с ней делаем. Например, наши органы чувств действуют как «фильтры» в том смысле, что они имеют ограниченную способность собирать информацию. Мы воспринимаем только часть мира, определяемую нашими неврологическими и генетическими ограничениями. Тот факт, что мы не можем видеть, как двигаются молекулы стула, не означает, что они не двигаются. Просто у нас нет аппарата, чтобы это видеть. Даже на наше осязание влияют распределение, расположение и тип нервов в воспринимающих прикосновение тканях.
Мастера умеют выбирать фильтры, которые будут направлять их внимание на важные аспекты действия, например, на такие как «отскок / удар», на которых сосредотачивается мастер-теннисист при подготовке к подаче.
- Умение составлять несколько описаний
Создание нескольких описаний одного явления включает в себя способность идентифицировать и хранить несколько различных ментальных карт конкретной ситуации или события. В новом коде НЛП различают несколько описаний, которые получаются в результате того, что человек ставит себя в разные «позиции восприятия», и несколько описаний, которые основаны на совершенно разных «эпистемологических предпосылках».
Нескольких позиций восприятия — это разные перспективы, с которых можно посмотреть на конкретную систему или взаимодействие: «моя точка зрения» (первая позиция), «точка зрения другого» (вторая позиция), наблюдатель за системой или взаимодействием (третья позиция) и взгляд на систему в целом (четвертая позиция).
Различные эпистемологические карты относятся к совершенно разным системам знаний, например, христианство и буддизм. НЛП — это система знаний, отличающаяся от скиннеровского бихевиоризма, христианского фундаментализма или «пути познания яки». Примером особой эпистемологической системы познания является балийское мировоззрение, в котором они верят в то, что «я есть ты / ты есть я» и «всё свято».
Способность составлять и хранить несколько описаний обоих типов лежит в основе мудрости, гения, юмора и эффективного системного мышления. Мастерство включает в себя способность делать несколько описаний деятельности, а затем использовать то, которое в наибольшей степени подходит для создания желаемого результата.