БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ КАК ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ
Большинство терапевтов автоматически изменяет тон и интонацию голоса во время трансовой работы. Пациенты, в свою очередь, начинают автоматически и как правило, неосознанно испытывать транс в ответ на эти изменения голоса. Если терапевт так меняет голос при обычном разговоре, пациент часто начинает испытывать отдельные аспекты транса, совсем не понимая, почему. Так как эти минимальные сигналы обходят рамки сознательных представлений пациента, часто они удивительно эффективны. Когда терапевты начинают замечать начальные проявления транса (например, моргание глазами, минимальные движения, затормаживание, некоторое замешательство и т.д.), они могут усилить их другими невербальными или словесными сигналами, которые они обычно используют во время начальной стадии наведения транса. Например, когда пациент смотрит во время транса прямо на Эриксона, тот часто смотрит прямо в лицо пациенту, но фокусирует свой взгляд на некотором расстоянии за ним. Позже, когда он делает это при обычной беседе, пациент сначала чувствует себя немного растерянно, затем начинает испытывать дезориентацию, которую можно решить только за счет вхождения в транс (Erickson, Rossi & Росси, 1976). В такие моменты Эриксон может усилить процесс с помощью взгляда счастливого ожидания и вопросов с двойным посланием, как например:
Просто интересно, насколько вы сейчас проснулись?
Интересно, насколько вы сейчас испытываете состояние транса?
Это транс, то, что вы начинаете испытывать?
Приятно, просто позволить этому происходить, не так ли?
Вам не нужно разговаривать, не правда ли? Приятно просто позволить себе быть.
Когда мы начинаем в этом разбираться, то понимаем, что существует бесчисленное множество форм бессознательного обуславливания, которые все время имеют место между терапевтом и пациентом. Многие пациенты бессознательно и автоматически начинают процесс транса, как только входят в комнату для ожидания терапевта. Наблюдательному терапевту не нужно проектировать такие паттерны бессознательного обуславливания или настраивать их намеренно. Гораздо более эффективно, просто наблюдать, как они возникают естественным образом, а затем утилизировать их в качестве важных показателей бессознательных процессов. Некоторые пациенты, например, располагают свои тела во время транса в определенных характерных позах. Позже, во время обычной терапевтической сессии, терапевт может заметить признаки развития трансовой позиции. Возможно, голова, руки, ноги, кисти рук, пальцы попадают в трансовое положение. Это может быть невербальный и бессознательный телесный сигнал, что пациент снова испытывает связь с трансом на каком-то уровне и теперь нужно проводить трансовую работу. Когда терапевты распознают такие телесные сигналы, они могут облегчить процесс с помощью ожидающего взгляда и вопросов, например, следующих:
Знаете ли вы о том, что происходит с вами сейчас?
Остановитесь на мгновение. Можете ли вы почувствовать,что происходит внутри вас?
Вы чувствуете, что на самом деле полностью пробудились?
Насколько вы начали испытывать транс?
Когда язык тела пациента, сигнализирует, что происходит трансовая работа, пациент будет использовать внутренний поиск, инициированный этими вопросами, чтобы войти в транс глубже. Если язык тела означает нечто другое (например, важные ассоциации с предыдущим опытом транса, о котором в настоящее время нужно поговорить), вопрос психотерапевта дает возможность проявить это в активном состоянии или, возможно, в состоянии легкого транса, который бывает трудно отличить от состояния бодрствования.