Заключительная часть гипнотических принципов. Теперь, можно смело сказать, что вы мастера гипнотических принципов!
- Межличностные техники и встроенные команды.
Это – особое использование языка, которое позволяет вам встраивать скрытые команды и инструкции для подсознания в общий текст. Этот метод внушения создан для того, чтобы полностью обойти сознание.
- Закон экономии.
Изучая эту книгу, вы встретитесь со многими сложными методами внушений. Несмотря на то, что подобные навыки тоже полезно освоить, не забывайте: работая с людьми, старайтесь, чтобы все было как можно проще. Гипноз – это простота. Все сложные методы просто помогают вам справляться с более сложными ситуациями. Экономьте усилия!
- Фиксация внимания.
Джеймс Брейд обнаружил (1843), что фиксация внимания на одной мысли или идее может вызвать транс. Этот принцип по-прежнему лежит в основе гипнотических индукций, которые вы будете осваивать (даже в индукции замешательства вам необходимо полностью завладеть вниманием субъекта!).
Милтон Эриксон часто говорил, что в гипнотическом трансе пациент уделяет внимание тому, что имеет для него значение здесь и сейчас. Чтобы вызвать транс, вам необходимо привлечь внимание субъекта и удерживать его. После этого вы можете излагать ему свои идеи в определенном порядке, чтобы добиться желаемого вами эффекта.
- Принцип изложения (ритм, интонация, стержневая грамматика).
Ваш голос и слова – это ваши основные инструменты. Бывают ситуации, когда вы будете просто быстро выстреливать внушениями – и ситуации, когда вам нужно будет… немного… замедлиться. Иногда вам придется сознательно бросать вызов субъекту (чтобы его сознательная «неудача» служила для него методом убеждения) – но будут и ситуации, когда ваши внушения должны быть убедительными.
Давайте вспомним социально приемлемые способы наведения транса: музыка и поэзия. И тот, и другой зачастую предполагают атипичное использование грамматики и изменение ритма. Это оказывает на человека выраженное воздействие, вызывая изменения сознания. Будучи гипнотизером, вы тоже можете найти применение этому феномену: вы можете научиться подстраивать… свою речь… под… определенные… ритмы (зачастую колыбельные песни выстраиваются в соответствии с очень сильными ритмическими структурами). Кроме того, восторженный тон, при этом не обязательно, чтобы ваши слова несли глубокий смысл – просто ощущения, радость, разница понимания. Разум умеет видеть, видеть смысл, поэтому вы можете разговаривать подобным образом. Вот так вы можете гипнотически использовать атипичную грамматику. Экспериментируйте!
- Гипнотический голос: затрагиваем подсознательную голосовую интонацию.
Милтон Эриксон постоянно использовал различные интонации голоса, общаясь со своими субъектами на различных уровнях. Чтобы освоить гипноз, вам необходимо развить у себя как минимум две разных интонации, или два разных «голоса».
Первый «голос» — это ваш обычный голос, которым вы разговариваете в повседневной жизни. Это – ваш триггер для бодрствующего состояния человека, поэтому пользуйтесь им только тогда, когда ваш субъект находится в полном сознании. В тот момент, когда вы начнет выполнять индукцию транса или заметите, что начинают происходить трансовые изменения – начните менять свой голос (большинство людей выбирают для этого более глубокий, медленный, более спокойный голос) в процессе индукции, подтверждения или углубления транса. Это – ваш гипнотический голос.
Если вы будете постоянно пользоваться своим «бодрствующим» голосом, когда субъект находится в обычном состоянии, и гипнотическим голосом, когда он в трансе, эти два голоса начнут естественным образом запускать эти два состояния. То есть вы сможете вести с человеком нормальный разговор, непринужденно изменить голос – и наблюдать, как ваш субъект входит в транс, сам того не замечая!
Очень важно, чтобы вы не использовали свой обычный, повседневный голос для индукции транса или для выполнения работы в трансе: это возымеет нежелательный побочный эффект. Он будет заключаться в том, что каждый раз, когда вы будете разговаривать с этим человеком, вы будете ненамеренно его гипнотизировать. Это будет раздражать, если вы планируете какое-либо взаимодействие с человеком на сознательном уровне (и будет опасно, если человек занимается деятельностью, требующей его сознательного внимания, к примеру, ведет машину).
- Контроль состояния.
Примерно 93% коммуникации не имеет никакого отношения к словам, которые вы произносите. Интонация вашего голоса и язык тела (даже такие незаметные сигналы, как изменение тона кожи, пульса и дыхания) насыщают произносимые вами слова новыми красками – и ваше сообщение становится более «плотным» (пардон за каламбур!). Большая часть этой информации лежит за пределами вашего непосредственного сознательного контроля, то есть ваше подсознание вырабатывает эти сигналы, основываясь на тех мыслях и чувствах, которые вы испытываете в данный момент. Если вы хотите освоить искусство коммуникации, вы должны научиться управлять этими мыслями и чувствами.
В гипнозе есть один общий принцип: если вы хотите вызвать у кого-то какое-то состояние, вам необходимо погрузиться в это состояние первым. То есть если вы хотите внушить смех – вы должны ощутить, что сами готовы рассмеяться. Если вы хотите внушить приятные ощущения – сначала почувствуйте их сами. Ваше состояние окажет влияние на то, как будут восприняты ваши внушения. Когда ваше внутреннее состояние соответствует внушениям, которые вы делаете – подсознательный разум субъекта воспримет это, и он будет реагировать конгруэнтно получаемой от вас информации. Вот почему вы всегда должны верить в то, что делаете – и ожидать только лучших результатов.