Другой эксперимент. Подумайте об одной или двух вещах из своей работы, которые вы должны сделать, примерно так:
«Я должен закончить этот отчет…» Затем мы попробуем другие модальные операторы с тем же самым содержанием. Но для начала задайте себе оригинальный вариант с модальностью не обходимости, так, что у вас будет материал для сравнения тех изменений, которые вы испытываете:
«Я должен (добавьте ваш пример X)».
Какого рода картинки это предложение вызвало у вас? Далеко они или близко? Большие или маленькие? Каковы другие субмодальности? На что похожи ощущения? Где в своем теле вы чувствуете их — в груди, в верхней части тела, в конечностях, других местах? Происходит ли какая-нибудь беседа с самим собой?
Пройдитесь по списку других модальных операторов.
оценка
«Это хорошо (вставьте здесь свой пример X)».
Как теперь изменились картинки? Как изменились ощущения?
Как изменилась локализация ощущений в вашем теле? Какова теперь ваша общая установка по отношению к примеру?
Какой-либо разговор с собой?
Теперь попробуйте другие варианты, каждый раз останавливаясь и калибруя свои ощущения.
условная возможность
«Я мог бы (I might) (вставьте свой пример X)».
Как теперь изменились картинки? Как изменились ощущения?
Как изменилась локализация ощущений в вашем теле? Какой-либо разговор с собой?
Какова теперь ваша общая установка по отношению к примеру?
разрешение
«Мне разрешено (I’m allowed to) (вставьте свой пример X)».
Как изменились картинки? Как изменились ощущения? Локализация ощущений?
Ваша общая установка? Беседа с самим собой?
Заметьте, что «мочь» («may» and «can») могут быть также использованы как модальные операторы разрешения, когда вы даете разрешение другим (Вы можете идти — You may go now. You can go now). В тоже время использованные в первом лице они, как кажется, в основном обозначают возможность и способность, соответственно. Контекст и идиосинкразическое использование может заставить практически каждое слово что-нибудь делать. Здесь мы бы хотели подчеркнуть, что слова не имеют значений, люди имеют значения для слов. Мы имеем дело с исследованием процесса нашего создания значений (создания карт), а не с окаменевшими грамматическими или семантическими классификациями. Заметьте также, что разрешение может быть дано вами самими, или вы можете думать о нем, как об исходящем от кого-нибудь или откуда-нибудь. Разрешение, даваемое лично, это то, что в самом деле находимся под контролем субъекта, и, возможно, нечто наиболее мощное. И наконец, отметьте также, что мы можем дать самим себе разрешение думать о чем-то (первый шаг, который часто запускает шар) и также дать самим себе разрешение «делать».
Теперь попробуйте другие варианты, каждый раз останавливаясь для того, чтобы калибровать свои ощущения.
возможность/способность
«Я могу (I сап) (вставьте сюда свой пример X)».
Как изменились картинки? Как изменились ощущения? Локализация ощущений?
Ваша общая установка? Беседа самим собой?
желание
«Я хочу (I want to) (вставьте сюда свой пример X)».
Как изменились картинки? Как изменились ощущения? Локализация ощущений?
Ваша общая установка? Беседа самим собой?
намерение
«Я намереваюсь (I’m going to) или Я хочу (I will) (вставьте сюда свой пример X)».
Как изменились картинки? Как изменились ощущения? Локализация ощущений?
Ваша общая установка? Беседа самим собой?
намерение
«Я обещал (I promise to) (вставьте сюда свой пример X)».
Как изменились картинки? Как изменились ощущения?
Локализация ощущений? Ваша общая установка? Беседа самим собой?
Реакция на модальные формы обязательства значительно варьирует, завися от индивидуальных карт и частных контекстов. Для некоторых это дает новое утверждение для модальной прогрессии. Для других (в определенном контексте) это порождает реакцию, сходную с теми, которую дают модальные формы необходимости («обещание» = «я должен»). Реакция зависит также от того, кому было дано обещание, самли это говорящий или другой человек, в последнем случае это сопровождается менее мотивированными картинками и физиологией.