Во время воспитания нам передаются различные ценности, всевозможные запреты и правила, которые в результате формируют нашу психику и нашу внутреннюю субъективную реальность.
Известный кибернетик Хэйц фон Фоэрштер сформулировал тезис о том, что наша психика не воспринимает реальность такой как она есть, а лишь такой в какую мы верим.
В результате наша реальность формируется нами самими. Физик Джек Скарлатти сформулировал теорию о том что сознание вызывает определенный вид биогравитационного поля, которое в состоянии влиять на структуру материи. Можно предположить, что своим сознанием мы влияем не только на субъективное восприятие окружающей нас действительности, но также формируем эту «объективную», реальность.
Другими словами — наш физический мир это плод нашего сознания. В какой мере мы влияем своими мыслями на материю, остается на сегодняшний день загадкой. В молекулярной физике уже давно является «нормальным» что атмосфера (ожиданий исследователя), возникшая во время опыта, влияет на поведение элементарных частиц. Граница, разделяющая материю и энергию, также начала стираться. Возникает вопрос: в каких условиях данная элементарная частица является волной, а когда перестает быть волной и становиться материей?
В определенных условиях элементарные частицы обладают одновременно качествами волны и материи. В физике элементарных частиц исследователи не только наблюдатели но также и участники опыта. Замечено что некоторые элементарные частицы ведут себя так, как ожидает ученый.
Физика сегодня частично стала философией, как собственно много лет назад предсказывал Эйнштейн.
Это значит что реальную природу материи мы можем изучить и понять не благодаря измерениям, а ментальному опыту.
У нас есть лишь те границы, которые мы сами себе устанавливаем
Перцепция, как таковая, не является чем-то объективным, а как заметил Дипак Чопра, это выученный способ пользоваться органами чувств. Таким образом, неверно считать, что мы все видим одинаково, слышим одинаково, чувствуем одинаково. Для каждого из нас различные вкусы означают различные вещи. То же касается и запахов.
В течении первых лет жизни мы учимся видеть слышать и чувствовать. Мы учимся распознавать вкусы и запахи. Уже в течении этого обучения каждый из нас ощущает это по своему.
Человек, воспитанный в промышленном городе, обладает другим опытом по отношению к тому, кто рос среди полей. Каждый из них обладает развитой способностью различной степени концентрации внимания на деталях окружения. Для человека из города запах трав может ничего не значить. Для человека полей запах выхлопов автомобилей может быть непереносимым.
Когда то я читал, что где-то в Америке есть племя у которого в языке для определения цветов есть лишь четыре слова. Возникает вопрос, действительно ли в системе мышления, об разованной языком этого племени, существует всего четыре цвета? Глядя на богатство цветов и оттенков, в состоянии ли человек этого племени воспринять их своими органами чувств?
Говорят у эскимосов есть около ста слов для описания снега. Значит ли это что они в состоянии видеть различия, какие не в состоянии сделать наша перцепция?
Язык — не только форма общения, но и форма выражения своих мыслей, или, идя далее, язык формирует и выражает субъективную реальность.
Но только ли это?
Когда мы сравниваем культурные различия, проявляю щиеся например в музыке, в способе построения звуковой гаммы, и в связанной с этим «эстетике» музыки, мы можем придти к выводу, что различия в восприятии реальности намного глубже, чем если бы они основывались лишь на философских спекуляциях.
Я уже упоминал, что с определенного времени стали больше обращать внимания на так называемый язык тела. Вышло также много новых публикаций на эту тему. Во многих книгах даются готовые рецепты по расшифровке языка тела.
К сожалению, нигде не говориться о личностных аспектах, связанных с невербальной передачей информации, которые связаны с происхождением и обычаями среды.
Невербальная коммуникация это передача (или/не) передача сигналов коммуникации без применения слов. Каждая сказанная, написанная или другим образом переданная информация содержит также невербальную информацию.
Язык тела — единственная форма коммуникации, которая присутствует всегда. Любой вербальный контакт может быть прерван или закончен, например с помощью молчания. Но даже восне мы передаем информацию о нашем актуальном состоянии. Наше тело находиться в неустанном движении, ка ждый жест, каждое движение выражает наше состояние и часто то, что нельзя передать словами или даже то, что мы пытаемся скрыть.
Тенденции, которые сейчас проявляются в области открытия новых возможностей перцепции
Внимание, уделяемое важности межчеловеческой коммуникации — один из аспектов проявляющихся уже сейчас перемен в нашем восприятии реальности.
Также большее внимание обращается на внутреннее развитие и развитие сознания.
Ученые на основе многолетних исследований и наблюдений направления развития нашего сознания, пришли к выводу: природе потребовалось около 10 миллиардов атомов, чтобы могла возникнуть первая живая клетка, далее понадобилось около 10 миллиардов специальных клеток чтобы построить мозг и создать человеческое сознание.
Согласно этой теории, когда на земле будет жить около 10 миллиардов людей наступит эволюционный переход человечества к следующей форме сознания, которое в этом случае может быть общечеловеческим сознанием. Это могло бы означать, что подобно тому как это происходит в нашем мозге, каждая клетка сохраняет свои личные черты, однако общие действия и коммуникация между ними направлены на высший уровень, каким является сознание человека.
После достижения этого следующего уровня, сознание каждого из нас сохранит индивидуальные черты, однако общие действия и обмен информацией (то есть коммуникация) будет служить этой следующей, высшей форме сознания.
Из этого следует, что изменится наша реальность, как внутренняя так и внешняя.
Мы живем, таким образом, в очень интересном и бурном периоде — наши деды и родители пережили промышленную революцию пара и электричества. Мы переживаем сейчас революцию информации и коммуникации.
Мир стал как бы большой деревней, где информация о родственниках расходиться молниеносно. В таком же темпе мы можем переноситься из одного места земного шара на «другой край света». Часто огромное расстояние, которое нам надо преодолеть, не занимает у нас и нескольких часов.
Человечество перешло сегодня цифру 6 миллиардов, то есть 60% «магического», в определенном смысле, числа 10 миллиардов.
Можно допустить, что происходящее сегодня в наших мозгах — подготовительная революция к новому уровню сознания.
Это развитие новых возможностей перцепции; например таких, как способность телепатического контакта, спонтанные (пока что) возможности телекинеза или все чаще проявляющийся внечувственный опыт.
Все зависит от модели реальности которую мы себе вы берем (представим, создадим).
Огромное количество информации, доходящей до нас (информации воспринимаемой визуально, аудиально, кинесте тически, ольфакторически и густаторически), заставляет выделять один из каналов перцепции.
Человека, выделяющего информацию визуально, обычно называют визуалом.
Из всей информации, которую получает «визуал» (как нам известно из опыта), только часть принимается и обрабатывается полностью сознательно. Значительная часть информации обходит сознание, непосредственно попадая в сферу бессознательного.
Остальные типы перцепции перерабатывают информацию подобным образом.
Исходя из воспитания и своего опыта, мы создаем свою собственную модель мира
Чаще всегоона слегка подобна модели принятой в культурном круге, в котором мы живем, однако можно сказать
- что каждый из нас обладает небольшим своим, а иногда и большим миром, для собственного пользования.
Свой мир (образ мира) и своя реальность
На основе реакций нашего ближнего, а также на основе разговоров с ним, мы можем понять как выглядит его реальность. Отличные возможности здесь дает бурно развивающаяся
сегодня наука, нейролингвистическое программирование или НЛП.
Наш мозг запоминает (нейро) каждый опыт, каждое переживание, каждое чувство, начиная с раннего детства и объединяет это с речью и жестами, так называемым языком тела ‘ (лингвистическое).
Таким образом возникают программы, управляющие нашим поведением, которое нам самим и другим не всегда кажется «оптимальным». Негативные паттерны — программы по ведения, выражаются такими оборотами как: не умею, я не могу, я слишком глуп, я слишком стар, у меня плохая память, это превосходит мой уровень интеллекта и т.д. — они однако не должны сопутствовать нам всю жизнь. НЛП дает возможность подойти к часто неосознанным причинам возникновения таких тормозящих программ и заменить их эффективными программами, дающими возможность приобрести желаемое поведение.
НЛП это модель коммуникации между людьми и (что весьма важно) коммуникации с самим собой. Да, коммуникации с самим собой.
Как часто нам встречаются люди говорящие сами с собой, воспринимая себя, в определенном смысле, как чужого.
НЛП, как наука, ставит перед собой цель познание человеческих возможностей и далее при помощи распознания программ, управляющих нашим поведением, обретение возможностей всем желающим достижения гармонии с самим собой и со средой в которой они живут.
Философской и не только философской частью, какая была принята многими занимающимися НЛП, является учение Хуны (распостраненное Максом Лонгом, философия Хуны стала в пятидесятых годах основой для создания того, что теперь мы зовем позитивным мышлением).
Учение Хуны создает новые иные возможности, для нас людей культуры Запада, это способ строить модель реальности.