Согласование частей и визуализация «перемотки» для преодоления фобий.
У следующей техники есть много названий. Как и в случае почти всех техник гипноза, ее составляющие в той или иной форме использовались, вероятно, на протяжении веков.
Если вы знакомы с НЛП (нейролингвистическим программированием), этот формат может вам быть знаком. Теория, лежащая в основе этой техники, заключается в том, что каждая мысль или воспоминание состоят из определенных элементов. Они называются субмодальностями.
Если вы подумаете о событии из прошлого, воспоминание о нем будет состоять из визуальных образов, звуков и даже запахов. У каждого из этих компонентов есть субмодальности, например, образы в случае визуального аспекта. Ниже перечислены некоторые из субмодальностей.
Движение: (быстро, медленно, неподвижно)
Цвета: (черно-белый, цветной, яркие, тусклые)
Звуки: (громкие, тихие, высокие, низкие)
Обоняние (вкус): (сладкий, кислый, приятный, противный) В виде уравнения это можно представить так: образы + звуки + обоняние и вкус = чувства и эмоции
Эти образы, звуки и т. д. — субмодальности — являются теми компонентами, которые создают воспоминания.
Если мы изменим любую из субмодальностей, мы сможем изменить чувства и эмоции, связанные с этим воспоминанием. Давайте представим, например, что мы разговариваем с клиентом, который перенес травмирующее событие. Если мы попросим его вспомнить событие и спросим о субмодальностях, то образы, которые он увидит, будут четкими, цветными и движущимися, а звуки — громкими. Заставив клиента изменить картинку на неподвижную фотографию вместо фильма, сделав картинку черно-белой вместо цветной и сменив звук с громкого на тихий, вы измените чувства и эмоции, которые он испытывает по отношению к событию.
Как и во всей моей работе, я пытаюсь устранить сложности или, как мне нравится называть это, «отделять зерна от плевел», которые есть во многих техниках, и углубляться в саму суть того, что на самом деле работает.
Мой сын любит называть эту конкретную управляемую визуализацию «комнатой 101», что является отсылкой к роману Джорджа Оруэлла «1984», где в комнате 101 хранятся все ваши худшие страхи.
Итак, вот шаги этой техники на примере избавления от боязни пауков, но, конечно, если объект фобии можно поместить в комнату, вам достаточно будет просто соответственно заменить пауков на любой другой подходящий объект.
Погружение клиента в состояние гипноза. Скрипт
Вы сидите в пустом кинотеатре.
Вы смотрите на пустой экран.
Вы сидите в пустом кинотеатре.
Вы смотрите на пустой экран.
Освободитесь из тела и плавно переместитесь в комнату в задней части кинотеатра, где находится проектор.
Теперь посмотрите вниз на самого себя, сидящего в кресле, понаблюдайте, как Вы смотрите на пустой экран.
Вы видите кинопроектор.
Включите его, и Вы увидите на экране изображение себя. Вы стоите за пределами комнаты. Вы видите закрытые двойные двери, которые ведут в эту комнату.
Помните, что это всего лишь фильм и Вы просто наблюдаете за тем, как Вы смотрите его.
В тот момент, когда я скажу, Вы нажмете кнопку и запустите фильм.
Помните, что это всего лишь фильм и Вы просто наблюдаете за тем, как Вы смотрите его.
Нажмите кнопку «Пуск» и смотрите на себя, открывающего двери и входящего в комнату.
Помните, что это всего лишь фильм и Вы просто наблюдаете за тем, как Вы смотрите его.
В комнате Вы видите пауков, свисающих с потолка, сидящих на мебели и на полу.
Это всего лишь фильм, и Вы просто наблюдаете за тем, как Вы смотрите его.
Наблюдайте, как Вы идете по комнате.
Вы видите пауков в комнате и наблюдаете за тем, как Вы по ней идете.
Помните, что это всего лишь фильм и Вы просто смотрите его.
Пока Вы смотрите фильм, Вы видите, что с другой стороны комнаты есть дверь.
Наблюдайте за тем, как Вы выходите в эту дверь и закрываете ее за собой, оставаясь в целости и сохранности.
Остановите фильм.
Теперь нажмите кнопку «Перемотка» и быстро перемотайте фильм, чтобы все вернулось к началу. Перемотайте до места, на котором Вы снова увидите себя, стоящими за теми двойными дверями.
Через мгновение Вы снова запустите фильм, но на этот раз все будет выглядеть как нарисованный мультфильм. Все в комнате будет словно нарисованным, как в мультфильме.
Запустите фильм.
Смотрите на то, как Вы входите в комнату. С потолка свисают мультяшные пауки. Вы видите их забавные маленькие волосатые лапки. Некоторые из паучков обуты в маленькие ботинки и носят забавные шляпы. Вы слышите их смешные тоненькие голоса.
Наблюдайте за ними, пока Вы видите себя, идущим по комнате. Некоторые из пауков танцуют, а некоторые играют на маленьких инструментах.
Наблюдайте за тем, как Вы проходите через комнату и выходите в дверь с другой стороны. Смотрите на то, как Вы закрываете за собой дверь, оставаясь в целости и сохранности.
Остановите фильм.
Перемотайте фильм до места, на котором Вы снова увидите себя стоящими за пределами комнаты, перед двойными дверями.
Через мгновение Вы снова запустите фильм, на этот раз снова как мультфильм, и я хочу, чтобы Вы добавили в него немного мультяшной или забавной музыки. Все в комнате будет словно в мультфильме, и Вы будете слышать эту музыку в своей голове.
Запустите фильм.
Смотрите на то, как Вы входите в комнату. Вы слышите эту музыку.
С потолка свисают мультяшные пауки.
Вы видите их забавные маленькие волосатые лапки. Слушайте эту музыку.
Некоторые из паучков обуты в маленькие ботинки и носят забавные шляпы. Вы слышите их забавные тоненькие голоса, распевающие мелодию из «Looney Tune»[1].
Наблюдайте за ними, пока Вы видите себя, идущими по комнате. Некоторые из пауков танцуют, а некоторые играют на маленьких инструментах, и вы слышите эту музыку.
Наблюдайте за тем, как Вы проходите через комнату и выходите в дверь с другой стороны. Смотрите на то, как Вы закрываете за собой дверь, оставаясь в целости и сохранности.
Остановите фильм.
Перемотайте фильм до места, на котором Вы снова увидите себя стоящими за пределами комнаты, перед двойными дверями.
Теперь вернитесь в свое тело, сидящее в кресле в кинотеатре. Подойдите к «себе» на экране и поблагодарите его за то, что он делает для Вас.
Теперь «втяните» его в себя, чтобы «Вы» с экрана снова стали частью самих себя, и с сегодняшнего дня, как бы Вы ни старались, Вы никогда больше не испытаете этот страх. Чем сильнее Вы будете пытаться вспомнить, каково было бояться пауков, тем дальше это чувство будет уходить.
Как бы Вы ни старались, Вы никогда не почувствуете этот страх снова.